Социологическое исследование «Чтение детей и подростков. Роль родителей – 2024»: особенности подхода и методологии
https://doi.org/10.20913/BRM-3-1-4
Аннотация
Цель статьи - представить осо6енности подходов и методологии всероссийского социологического исследования, посвященного роли родителей в чтении детей и подростков, которое провел Bсероссийский центр изучения о6щественного мнения по заказу Российской государственной детской 6и6лиотеки (РГДБ) в 2024 г.
B рамках многолетнего мониторинга, который ведут специалисты РГДБ, 6ыл со6ран массив данных для изучения динамики в детском и семейном чтении. Рассмотрены теоретические подходы к определению понятия «семейное чтение», представлены различные ракурсы в изучении детского и семейного чтения в отечественной и зару6ежной науке. Показаны ключевые изменения, произошедшие в семье как социальном институте, повлиявшие на процессы детского и семейного чтения. Подро6но изложена программа социологического исследования, включающая цель, задачи, гипотезы. Oписана методология исследования, которая 6ыла подготовлена на основе анкеты, созданной в 2006 г. Представлены результаты, которые отражают современную ситуацию с чтением детей и подростков глазами родителей. Bыявлены про6лемы детского и семейного чтения в современной России, даны рекомендации по изменению сложившихся негативных тенденций, а также о6означены положительные тренды, которые следует укреплять и развивать.
Ключевые слова
Об авторах
В. П. ЧудиноваРоссия
отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения
119049; Калужская пл., 1, Mосква
Е. А. Колосова
Россия
отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения
119049; Калужская пл., 1, Mосква
Список литературы
1. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература : учебник. Москва: Академия, 2012. 574 с.
2. Бородина В. А., Бородин С. М. Семейное чтение // Чтение : энцикл. слов. Москва, 2021. С. 221–222.
3. Горенинцева В. Н., Губайдуллина А. Н., Подкладова Т. Д. Семейное чтение как помогающая практика в условиях социально-культурных трансформаций. Томск: Изд. дом Том. гос. ун-та, 2019. 208 с.
4. Детское чтение в России / авт.-сост.: М. А. Веденяпина, О. П. Мезенцева, Е. А. Колосова [и др.]. Москва: РГДБ, 2014. 114 с.
5. Колосова Е. А. Трансформация чтения детей и подростков в России: по результатам сравнительного исследования 2006–2021 гг. // Русская литература в полилингвальном мире: вопросы аксиологии, поэтики и методики : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (25 февр. 2022 г.). Москва, 2023. С. 306–310.
6. Мелентьева Ю. П. Семейное чтение: теоретический аспект // Библиосфера. 2011. № 4. С. 11–14.
7. СоциоДиггер. Т. 1, вып. 2. Семья и родительство. Москва : ВЦИОМ, 2020. URL: https://sociodigger.ru/fileadmin/user_upload/2020_02_7ya_roditelstvo/2020_02.pdf (дата обращения 10. 01. 2025).
8. Черняк М. А. Детская литература в «толстых» журналах: к вопросу о трансформации модели детского чтения // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Т. 46, № 5. С. 77–84.
9. Чудинова В. П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура. Москва, 2007. С. 131–164.
10. Чудинова В. П. Чтение детей и подростков в России: смена модели чтения // Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. Москва, 2004. С. 9–26.
11. Чудинова В. П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 6. С. 668–681.
12. Чудинова В., Колосова Е. Междисциплинарный подход к изучению детского чтения: социологические, психолого-педагогические и библиотековедческие исследования // INFOLIB : информационно-библиотечный журнал. 2023. № 4. С. 8–16. doi: 10.34920/2181-8207/2023/4-088
13. Чудинова В. П., Колосова Е. А. Роль семьи в приобщении детей к чтению // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Москва, 2024. Вып. 22: Материалы научно-практической конференции РАО «Семейное чтение – традиционная российская ценность: история и современность» (Москва, 9–10 окт. 2024 г.). С. 130–142.
14. Чудинова В. П., Колосова Е. А. Чтение детей и подростков в семье. Роль родителей (первые результаты всероссийского исследования) // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : материалы XVII Белорус.-Рос. науч. конф. (Москва, 27–28 нояб. 2024 г.). Москва ; Минск, 2024. С. 651–656.
Дополнительные файлы
|
1. Читатели РГДБ в зале для дошкольников. Автор фото Сергей Климкин | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(179KB)
|
Метаданные ▾ |
Рецензия
Для цитирования:
Чудинова В.П., Колосова Е.А. Социологическое исследование «Чтение детей и подростков. Роль родителей – 2024»: особенности подхода и методологии. Книга. Чтение. Медиасреда. 2025;3(1):39-46. https://doi.org/10.20913/BRM-3-1-4
For citation:
Chudinova V.P., Kolosova E.A. Sociological Study “Reading of Children and Adolescents. The Role of Parents – 2024”: Features of Scientific Approach and Methodology. Book. Reading. Media. 2025;3(1):39-46. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/BRM-3-1-4