Preview

Книга. Чтение. Медиасреда

Расширенный поиск

Культура чтения в цифровом мире

https://doi.org/10.20913/BRM-2-1-2

Аннотация

Цель статьи – выявить существующие проблемы современного чтения и предложить возможные их решения. Значимость исследования обусловлена важной ролью различных форм чтения в развитии и формировании личности в эпоху цифровых технологий. Радикальное и стремительное развитие информационных технологий в современном мире, особенно после 2000-х гг., значительно изменили читательское поведение людей, и цифровое чтение стало очень распространенным. Возникла необходимость изучения следующих вопросов: популярность цифрового чтения в мире; изменения тенденций в чтении печатных материалов и предпочтения в цифровом чтении; возрастные группы, предпочитающие тот или иной тип чтения; изменения тенденции в будущем. Автор дает определение основным понятиям цифрового чтения, а затем объясняет преимущества и недостатки цифрового чтения. В работе интерпретированы некоторые статистические данные, касающиеся печатного и цифрового чтения в различных странах мира и оценены результаты исследования, проведенного в Турции в 2022–2023 гг. Исходя из полученных данных можно сказать, что цифровое чтение становится все более популярным в мире в целом, но это происходит постепенно, так как все возрастные группы по-прежнему выбирают в первую очередь печатное чтение. Можно отметить, что предпочтительный тип чтения может варьироваться в зависимости от цели чтения, и цифровое чтение характерно для академического научного и образовательного чтения, а печатное – для досугового. Сделаны некоторые прогнозы и предложения относительно будущего цифрового чтения. Основной результат гласит, что чтение под влиянием социокультурной среды меняется во всем мире, и эти трансформации проявляются как в положительном, так и в отрицательном смысле. К преимуществам цифрового чтения автор относит: быстрый доступ ко многим книгам; удобство электронных устройств для чтения по сравнению с бумажными книгами; возможность регулировать шрифт и яркость экрана, делать пометки и изменения в тексте, читать при слабом освещении; ценовую доступность электронных книг. Среди недостатков цифрового чтения автор называет меньшую скорость чтения, дискомфорт для глаз, сложности с концентрацией внимания, непригодность для глубокого чтения. Важно, чтобы дети и подростки развивали умения, необходимые для обоих видов чтения, и в этом им должны помогать семья, учителя, школы и библиотеки. 

Об авторе

Б. Йылмаз
Университет Хаджеттепе, факультет литературы, кафедра «Информационный менеджмент»
Турция

Йылмаз Бюлент, доктор наук в области информационного менеджмента

06800, Бейтепе-Анкара



Список литературы

1. Akkaya N and Özdemir S (2013) Ortaöğretim öğrencilerinin okumaya yönelik tutumlarının incelenmesi (İzmir-Buca örneği) [Examination of secondary school students’ attitudes towards reading (İzmir-Buca example)]. Bartın Üniversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi 2 (1): 75–96.

2. Amiama-Espaillat C (2017) Lectura digital en la competencia lectora: la influencia en la Generación Z de la República Dominicana [Digital reading and reading competence: the influence in the Z Generation from the Dominican Republic]. Comunicar 25 (52): 105–114. DOI: https://doi.org/10.3916/C52-2017-10.

3. Azizoğlu N and Okur A (2018) Türkçe öğretmeni adaylarının ekrandan okumaya yönelik metaforik algıları [Metaphorical perceptions of Turkish teacher candidates towards reading from the screen]. Mehmet Akif Ersoy Üniversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi 46: 1–21.

4. Baron NS (2015) Words onscreen: the fate of reading in a digital world. New York: Oxford Univ.

5. Bélisle C (2011) Du papier a l’écran: lire se transforme.

6. Bordeaux. (2019) PISA 2018 Reading literacy framework. ANEP: website. URL: https://www.anep.edu.uy/sites/default/files/images/Archivos/publicaciones-direcciones/DSPE/pisa/pisa2018/pisa%202018%20reading%20literacy%20 framework%20_final.pdf (accessed 28.09.2023).

7. Çıvgın H (2020) Eğitim fakültesi öğrencilerinin dijital okuma yeterliliklerinin çeşitli değişkenler açısından değerlendirilmesi: yayınlanmamış yüksek lisans tezi [Evaluation of digital reading proficiency of faculty of education students in terms of various variables: unpubl. Master’s thesis].

8. İzmir. Duran E and Ertuğrul B (2012) İlköğretim sınıf öğretmenlerinin elektronik ders kitaplarına yönelik görüşleri [Primary school teachers’ opinions about electronic textbooks]. Türk Eğitim Bilimleri Dergisi 10 (2): 347–365.

9. Farinosi M, Lim C and Roll J (2016) Book or screen, pen or keyboard? A cross-cultural sociological analysis of writing and reading habits based on Germany, Italy and the UK. Telematics and Informatics 33 (2): 410–421. DOI: 10.1016/j.tele.2015.09.006.

10. Grant J (2004) Are electronic books effective in teaching young children reading and comprehension? International Journal of Instructional Media 31 (3): 303–308.

11. Gottfried J and Shearer E (2017) Americans’ online news use is closing in on TV news use. Pew Research Center: website. URL: https://internet.psych.wisc.edu/wp-content/uploads/532-Master/532-UnitPages/Unit-05/Gottfried_PewResearch_2017.pdf (accessed 28.09.2023).

12. Güneş F (2010) Öğrencilerde ekran okuma ve ekranik düşünme [Screen reading and screen thinking in students]. Mustafa Kemal Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi 7 (14): 1–20.

13. Güneş F (2016) Kağıttan ekrana okuma alanındaki gelişmeler [Developments in paper-to-screen reading]. Bartın Üniversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi 5 (1): 1–18.

14. Işık AD (2013) Elektronik kitapların eğitimde kullanılabilirliği [Usability of electronic books in education]. Bartın Üniversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi 2 (2): 395–411.

15. Karadağ R and Yurdakal GH (2016) Okuma eğitimi [Reading education]. İlk ve ortaokullarda Türkçe öğretimi [Teaching Turkish in primary and secondary schools]. Ankara, pp. 107–163.

16. Kazancı Z (2018) Readıng comprehension in paper and digital based English texts: a comparative study: unpubl. Dr thesis. Adana. Kumara B and Sampath Kumar BT (2018) Impact of ICT on reading habits of students: a survey. Asian Journal of Information Science and Technology 8 (1): 75–79. DOI: 10.13140/RG.2.2.16403.53284.

17. Liu Z (2005) Reading behavior in the digital environment: changes in reading behavior over the past ten years. Journal of Documentation 61 (6): 700–712. DOI: 10.1108/00220410510632040.

18. Liu Z (2012) Digital reading. Chinese Journal of Library and Information Science 5 (1): 87–91.

19. Liu Z and Huang X (2016) Reading on the move: a study of reading behavior of undergraduate smartphone users in China. Library & Information Science Research 38 (3): 235–242. DOI: 10.1016/j.lisr.2016.08.007.

20. Maden S and Maden A (2016) Ortaöğretim öğrencilerinin ekran okumaya yönelik tutumları [Secondary school students’ attitudes towards screen reading]. Uluslararası Türkçe Edebiyat Kültür Eğitim Dergisi 5 (3): 1305–1319.

21. Neşeli D (2019) Türkiye’de kitap yayıncılığı ve Wattpad yayınları: yayınlanmamış yüksek lisans tezi. [Book publishing and Wattpad publications in Turkey: unpubl. Master’s thesis]. İstanbul.

22. Odabaş H (2017) Kitap okumadan dijital okumaya: okuma kültüründe ve davranışında gözlemlenen değişimler [From book reading to digital reading: observed changes in reading culture and behavior]. Bilişim Teknolojilerinin Bilgi Merkezlerine ve Hizmetlerine Etkileri. İstanbul, pp. 277–292.

23. Odabaş H, Odabaş ZY and Sevmez H (2018) Üniversite öğrencilerinde dijital / e-kitap okuma kültürü: Selçuk Üniversitesi örneği [Dıgıtal / e-book readıng culture ın unıversıty students: Selçuk Unıversıty sample]. DTCF Dergisi 58 (1): 164–176. DOI: DOI: 10.33171/dtcfjournal.2018.58.1.8.

24. Quadri GO and Abomoge SO (2013) A survey of reading and internet use habits among undergraduate students in selected university libraries in Nigeria. Information and Knowledge Management 3 (11): 38–46.

25. Öztürk E and Can İ (2013) İlköğretim 5. sınıf öğrencilerinin elektronik kitap okumaya ilişkin görüşleri [Perceptıons of 5th grades on readıng e-books]. Türkiye Sosyal Araştırmalar Dergisi 171 (171): 137–153.

26. Öztürk ZT (2023) Ankara’daki lise son sınıf öğrencilerinin dijital okuma alışkanlıkları: yayımlanmamış yüksek lisans tezi [Digital reading habits of senior high school students in Ankara: unpubl. Master’s thesis]. Ankara.

27. Semerci Ç (2002). Türk üniversitelerinde beden eğitimi ve spor bölümü öğrencilerinin okuma alışkanlıkları [Reading habits of physical education and sports department students in Turkish universities]. Eğitim ve Bilim 27 (125): 36–43.

28. Shimray SR, Keerti C and Ramaiah CK (2015) An overview of mobile reading habits. DESIDOC Journal of Library and Information Technology 35 (5): 343–354. DOI: 10.14429/djlit.35.5.8901.

29. Thomson S, de Bortoli L and Buckley S (2013) PISA 2012: How Australia measures up. The PISA 2012 assessment of students’ mathematical, scientific and reading literacy. Camberwell: Austral. Council for Educational Research.

30. Turgut ÖP (2018) Çocuklara yönelik etkileşimli e-kitap uygulamaları [Interactive e-book applications for children]. Sanat ve Tasarım Dergisi 21: 205–221. DOI: 10.18603/sanatvetasarim.435664.

31. Tveit ÅK and Mangen A (2014) A joker in the class: teenage readers’ attitudes and preferences to reading on different devices. Library & Information Science Research 36 (3/4): 179–184.

32. (2014) Reading in the mobile era: a study of mobile reading in developing countries. Paris: UNESCO.

33. Yılmaz B (2004) Öğrencilerin okuma ve kütüphane kullanma alışkanlıklarında ebeveynlerin duyarlılığı [Parents’ sensitivity to students’ reading and library usage habits]. Bilgi Dünyası 5 (2): 115–136. DOI: https://doi.org/10.15612/ BD.2004.483.


Рецензия

Для цитирования:


Йылмаз Б. Культура чтения в цифровом мире. Книга. Чтение. Медиасреда. 2024;2(1):17-26. https://doi.org/10.20913/BRM-2-1-2

For citation:


Yılmaz B. Reading Culture in the Digital World. Book. Reading. Media. 2024;2(1):17-26. https://doi.org/10.20913/BRM-2-1-2

Просмотров: 478


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-6063 (Print)