От виниловых пластинок к аудиокнигам: антропологический экскурс в историю семейного чтения
https://doi.org/10.20913/BRM-3-1-2
Аннотация
B статье рассматривается современное семейное чтение в форме прослушивания грампластинок и других аудионосителей. Чтение анализируется в своем повседневном 6ытовании в семейной о6становке с применением антропологических методов с6ора материала и интерпретации.
Цель исследования - проверка гипотезы о преемственности форм и функций семейного чтения.
Индивидуальное или групповое прослушивание аудиозаписей литературных текстов может служить как интеграции группы (в том числе семейной), так и дезинтеграции (индивидуального читательского ѕскапизма). Прослушивание книг формирует индивидуальный и групповой культурный опыт, который в о6щем семейном нарративе может интерпретироваться как специфический, репрезентирующий (культурную) о6щность конкретной семьи («мы все читающие люди»). Той же цели служит включение прослушивания в процесс повседневных рутинных действий: приготовление пищи, досуговое времяпрепровождение (настольные игры, рисование, рукоделие). Материальные носители (проигрыватели, пластинки, аудиокассеты) в семейных нарративах становятся частью семейного «реликвария», передаются от одних (как правило, старших) родственников - другим, так же, как и фонды семейных 6и6лиотек. Cходство этой практики наследования свидетельствует о6 о6щности механизмов сохранения культурного наследия в семье. B то же время распространение современных технологических решений (цифровые форматы) не означает, что такого рода наследование прерывается: под6орки цифровых аудиокниг передаются другим членам семьи. Устойчивое воспроизведение этого механизма передачи культурного опыта показывает, что феномен домашней 6и6лиотеки (на разных видах носителей, в том числе и 6умажных) остается одним из важнейших спосо6ов существования традиции семейного чтения.
Ключевые слова
Об авторах
С. Г. МаслинскаяРоссия
Светлана Геннадьевна Маслинская, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
199034; на6. Mакарова, 4; Санкт-Петербург
Т. Г. Западова
Россия
Татьяна Геннадьевна Западова, заведующая
187556; 4 микрорайон, 4A; Тихвин
Список литературы
1. Алексеевский М. Д. Домашние библиотеки в современной России: практики хранения и систематизации прочитанных книг // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 3. С. 55–63.
2. Западова Т. Г. Семейные традиции чтения: взгляд из Тихвина // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2018. № 4. С. 36–42.
3. Маслинская С. Г., Западова Т. Г. «Вот такое это поколение»: семейное чтение в ракурсе поколенческого разрыва // Читатель в поиске. Москва, 2018. С. 8–16.
4. Маслинская С. Г. Антропология семейного чтения: исследовательские перспективы // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2018. № 4. С. 31–35.
5. Разумова И. А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. Москва : Индрик, 2001. 374 с..
6. Сергеева О. В. Домашняя библиотека и чтение: социальные практики в современной городской семье // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2008. № 1. С. 86–89.
7. Bonner D (2008) Revolutionizing children’s records: the Young People’s Records and Children’s Record Guild series, 1946–1977. Lanham [et al.]: Scarecrow Press.
8. Have I and Pedersen BS (2013) Sonic mediatization of the book: affordances of the audiobook. MedieKultur: Journal of Media and Communication Research 29 (54): 123–140. doi: 10.7146/mediekultur.v29i54.7284
9. Have I and Pedersen BS (2016) Digital audiobooks: new media, users, and experiences. New York: Routledge.
10. Hennessey MS (2011) Poetry by phone and phonograph: tracing the influence of Giorno Poetry Systems. Audiobooks, literature, and sound studies. New York, London, pp. 76–91.
11. Meyrowitz J (1994) Medium theory. Communication theory today. Cambridge, UK, pp. 50–77.
12. Olsson J (2011) The audiographic impulse: doing literature with the tape recorder. Audiobooks, literature, and sound studies. New York, London, pp. 61–75.
13. Ong WJ (1982) Orality and literacy: the technologizing of the word. London: Methuen & Co.
14. Rubery M (2011) Introduction: Talking books. Audiobooks, literature, and sound studies. New York, London, pp. 1–21.
15. Rubery M (2016) The untold story of the talking book. Cambridge, MA, London: Harvard Univ. Press.
16. Schulz W (2004) Reconstructing mediatization as an analytical concept. European Journal of Communication 19 (1): 87–101. doi: 10.1177/0267323104040696
17. Tattersall Wallin E and Nolin J (2019) Time to read: exploring the timespaces of subscription-based audiobooks. New Media & Society 22 (3): 470–488. doi: 10.1177/1461444819864691
18. Zurbrugg N (1981) Regarding recorded literature. Aural Literature Criticism. New York, pp. 10–12.
Дополнительные файлы
|
1. Рис. 1. Из личного фотоархива В. Е. Загарских. Д. Самойлово Бокситогорского района Ленинградской области, 2025 | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(476KB)
|
Метаданные ▾ |
|
2. Рис. 2. Из личного фотоархива семьи Шауловых. г. Тихвин, 2025 | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(1MB)
|
Метаданные ▾ |
|
3. Рис. 3. Из личного фотоархива Т. А. Муниной. Тихвинский район, Ленинградская область. 2025 | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(168KB)
|
Метаданные ▾ |
|
4. Рис. 4. Из личной коллекции Т. А. Муниной. Тихвинский район, Ленинградская область. 2025 | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(2MB)
|
Метаданные ▾ |
Рецензия
Для цитирования:
Маслинская С.Г., Западова Т.Г. От виниловых пластинок к аудиокнигам: антропологический экскурс в историю семейного чтения. Книга. Чтение. Медиасреда. 2025;3(1):18-27. https://doi.org/10.20913/BRM-3-1-2
For citation:
Maslinskaya S.G., Zapadova T.G. From Vinyl Records to Audiobooks: An Anthropological Excursion into the History of Family Reading. Book. Reading. Media. 2025;3(1):18-27. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/BRM-3-1-2