Preview

Книга. Чтение. Медиасреда

Расширенный поиск

От виниловых пластинок к аудиокнигам: антропологический экскурс в историю семейного чтения

https://doi.org/10.20913/BRM-3-1-2

Аннотация

   B статье рассматривается современное семейное чтение в форме прослушивания грампластинок и других аудионосителей. Чтение анализируется в своем повседневном 6ытовании в семейной о6становке с применением антропологических методов с6ора материала и интерпретации.

   Цель исследования - проверка гипотезы о преемственности форм и функций семейного чтения.

   Индивидуальное или групповое прослушивание аудиозаписей литературных текстов может служить как интеграции группы (в том числе семейной), так и дезинтеграции (индивидуального читательского ѕскапизма). Прослушивание книг формирует индивидуальный и групповой культурный опыт, который в о6щем семейном нарративе может интерпретироваться как специфический, репрезентирующий (культурную) о6щность конкретной семьи («мы все читающие люди»). Той же цели служит включение прослушивания в процесс повседневных рутинных действий: приготовление пищи, досуговое времяпрепровождение (настольные игры, рисование, рукоделие). Материальные носители (проигрыватели, пластинки, аудиокассеты) в семейных нарративах становятся частью семейного «реликвария», передаются от одних (как правило, старших) родственников - другим, так же, как и фонды семейных 6и6лиотек. Cходство этой практики наследования свидетельствует о6 о6щности механизмов сохранения культурного наследия в семье. B то же время распространение современных технологических решений (цифровые форматы) не означает, что такого рода наследование прерывается: под6орки цифровых аудиокниг передаются другим членам семьи. Устойчивое воспроизведение этого механизма передачи культурного опыта показывает, что феномен домашней 6и6лиотеки (на разных видах носителей, в том числе и 6умажных) остается одним из важнейших спосо6ов существования традиции семейного чтения.

Об авторах

С. Г. Маслинская
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
Россия

Светлана Геннадьевна Маслинская, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник

199034; на6. Mакарова, 4; Санкт-Петербург



Т. Г. Западова
Центральная детская 6и6лиотека муниципального учреждения «Тихвинская централизованная 6и6лиотечная система»
Россия

Татьяна Геннадьевна Западова, заведующая 

187556; 4 микрорайон, 4A; Тихвин



Список литературы

1. Алексеевский М. Д. Домашние библиотеки в современной России: практики хранения и систематизации прочитанных книг // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 3. С. 55–63.

2. Западова Т. Г. Семейные традиции чтения: взгляд из Тихвина // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2018. № 4. С. 36–42.

3. Маслинская С. Г., Западова Т. Г. «Вот такое это поколение»: семейное чтение в ракурсе поколенческого разрыва // Читатель в поиске. Москва, 2018. С. 8–16.

4. Маслинская С. Г. Антропология семейного чтения: исследовательские перспективы // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2018. № 4. С. 31–35.

5. Разумова И. А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. Москва : Индрик, 2001. 374 с..

6. Сергеева О. В. Домашняя библиотека и чтение: социальные практики в современной городской семье // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2008. № 1. С. 86–89.

7. Bonner D (2008) Revolutionizing children’s records: the Young People’s Records and Children’s Record Guild series, 1946–1977. Lanham [et al.]: Scarecrow Press.

8. Have I and Pedersen BS (2013) Sonic mediatization of the book: affordances of the audiobook. MedieKultur: Journal of Media and Communication Research 29 (54): 123–140. doi: 10.7146/mediekultur.v29i54.7284

9. Have I and Pedersen BS (2016) Digital audiobooks: new media, users, and experiences. New York: Routledge.

10. Hennessey MS (2011) Poetry by phone and phonograph: tracing the influence of Giorno Poetry Systems. Audiobooks, literature, and sound studies. New York, London, pp. 76–91.

11. Meyrowitz J (1994) Medium theory. Communication theory today. Cambridge, UK, pp. 50–77.

12. Olsson J (2011) The audiographic impulse: doing literature with the tape recorder. Audiobooks, literature, and sound studies. New York, London, pp. 61–75.

13. Ong WJ (1982) Orality and literacy: the technologizing of the word. London: Methuen & Co.

14. Rubery M (2011) Introduction: Talking books. Audiobooks, literature, and sound studies. New York, London, pp. 1–21.

15. Rubery M (2016) The untold story of the talking book. Cambridge, MA, London: Harvard Univ. Press.

16. Schulz W (2004) Reconstructing mediatization as an analytical concept. European Journal of Communication 19 (1): 87–101. doi: 10.1177/0267323104040696

17. Tattersall Wallin E and Nolin J (2019) Time to read: exploring the timespaces of subscription-based audiobooks. New Media & Society 22 (3): 470–488. doi: 10.1177/1461444819864691

18. Zurbrugg N (1981) Regarding recorded literature. Aural Literature Criticism. New York, pp. 10–12.


Дополнительные файлы

1. Рис. 1. Из личного фотоархива В. Е. Загарских. Д. Самойлово Бокситогорского района Ленинградской области, 2025
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (476KB)    
Метаданные ▾
2. Рис. 2. Из личного фотоархива семьи Шауловых. г. Тихвин, 2025
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Метаданные ▾
3. Рис. 3. Из личного фотоархива Т. А. Муниной. Тихвинский район, Ленинградская область. 2025
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (168KB)    
Метаданные ▾
4. Рис. 4. Из личной коллекции Т. А. Муниной. Тихвинский район, Ленинградская область. 2025
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Метаданные ▾

Рецензия

Для цитирования:


Маслинская С.Г., Западова Т.Г. От виниловых пластинок к аудиокнигам: антропологический экскурс в историю семейного чтения. Книга. Чтение. Медиасреда. 2025;3(1):18-27. https://doi.org/10.20913/BRM-3-1-2

For citation:


Maslinskaya S.G., Zapadova T.G. From Vinyl Records to Audiobooks: An Anthropological Excursion into the History of Family Reading. Book. Reading. Media. 2025;3(1):18-27. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/BRM-3-1-2

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-6063 (Print)