Чтение как медиапотребление: современные российские особенности
https://doi.org/10.20913/BRM-1-1-4
Аннотация
Процессы медиапотребления подвергаются значительной трансформации. Меняется и место чтения в структуре медиапотребления. Цель статьи – проследить сходство «книжного» чтения и чтения журнальной периодики как процесса и социокультурной практики. Связь книжного медиапотребления с журнальным и новостным находятся в отношениях взаимоподдержки и взаимовлияния. На привычку к такому «длинному» чтению начинают влиять кризисные явления в сегменте периодики: радикальное сокращение ее читательской аудитории, уменьшение тиражей прессы, сложности доступа к ней. В последние годы ориентация на электронные форматы изданий – главное направление трансформации читательских практик. Если электронные книги – это те же практики «длинного чтения», то сходство с ним практик медиапотребления в интернете, в особенности в социальных сетях, вызывает сомнение. Несмотря на то что в интернете и соцсетях аудитория тоже «читает», интеллектуальная этика потребления быстрых несвязанных кусочков информации из множества источников меняет эту социокультурную практику. Вскоре книжное чтение, вполне возможно, окажется в зависимости от накопленных человечеством практик интернет-серфинга и интернет-чтения и самой способности людей иметь дело с длинными текстами.
Об авторе
В. Е. БеленкоРоссия
Беленко Виктория Евгеньевна, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой массовых коммуникаций
ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090
Список литературы
1. Воронина С. Н. Чтение в структуре современного медиапотребления населения Беларуси // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития: 100 лет Инбелкульту и белорусской академической науке : материалы XV Белорус.- рос. науч. семинара-конф. (Москва, 22–23 нояб. 2022 г.). Минск ; Москва, 2022. С. 124–129
2. Гудова М. Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ: дис. … д-ра культурологии. Екатеринбург, 2015. 329 с.
3. Карр Н. Пустышка: что Интернет делает с нашими мозгами. Санкт-Петербург.: BestBusinessBooks, 2012. 254 с.
4. Кирия И. В., Новикова А. А. История и теория медиа: учеб. для вузов. Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2017. 423 с.
5. Лизунова И. В. Книга как медиа: эволюция в цифровую эпоху // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 217. С. 112–115
6. Лизунова И. В. Современное медиапотребление: модификации сущностных характеристик // Манускрипт. 2016. № 10. С. 120–124
7. Лизунова И. В. Чтение в структуре современного медиапотребления // Библиосфера. 2012. № 5. С. 62–66
8. Мурзина Е. В. Медиапотребление в условиях трансформации современного общества // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 5. С. 228–235
9. Назаров М. М. Медиа: аудиторные тренды. Человек в современной российской медиасреде. Москва: Ленанд, 2023. 256 с.
10. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой докл. / под общ. ред. В. В. Григорьева. Москва : М-во цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Рос. Федерации, 2021. 130 с.
11. Сайко Е. А. Книжная культура и интернет: основные тенденции и аспекты медиапотребления // Аудиовизуальная платформа современной культуры : материалы Междунар. науч. конф. (в рамках XV Колосницын. чтений) (20–21 нояб. 2020 г.). Екатеринбург, 2020. С. 32–37
12. Салахутдинова Е. С. Культурологический подход к определению роли чтения в развитии личности // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 208–214
13. Урина Н. В. Новый уровень медиатизации и особенности медиапотребления в России // Меди@льманах. 2022. № 6. С. 162–167
Рецензия
Для цитирования:
Беленко В.Е. Чтение как медиапотребление: современные российские особенности. Книга. Чтение. Медиасреда. 2023;1(1):29-36. https://doi.org/10.20913/BRM-1-1-4
For citation:
Belenko V.E. Reading as Media Consumption: Modern Russian Features. Book. Reading. Media. 2023;1(1):29-36. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/BRM-1-1-4