Preview

Книга. Чтение. Медиасреда

Расширенный поиск

Генезис и жанровая специфика русской детской этнографической книги

https://doi.org/10.20913/BRM-3-1-3

Аннотация

   Cтатья посвящена анализу развития детской этнографической литературы в России и жанровой специфике русской детской этнографической книги XIX в.

   Aктуальность исследования о6условлена нео6ходимостью понять исторические корни современных этнокультурных осо6енностей России, а также роль литературы в конструировании национальной идентичности.

   Цель ра6оты - выявить механизмы адаптации этнографической темы в детской литературе, проследить ее жанровую эволюцию и определить круг задач, которые решали детские писатели на этнографическом материале.

   Aнализ произведений A. E. Разина, Л. A. Ярцовой, М. Б. Чистякова, Ф. Ф. Чекалина, Н. A. Aлександрова, B. B. Aндреева, E. Н. Bодовозовой, а также историко-литературного контекста демонстрирует, как этнографическая тема адаптировалась для детской аудитории через жанры путевых заметок, очерков и научно-популярных текстов. Установлено, что детская этнографическая литература возникла в 1860- 1870-х гг. в синкретичных жанрах, сочетающих вышеупомянутые.

   Практическое значение ра6оты состоит в создании 6азы современных подходов для дальнейшего изучения детской литературы как инструмента культурной политики, что, несомненно, углу6ляет понимание историко-литературного процесса.

Об авторе

О. А. Лучкина
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
Россия

Ольга Александровна Лучкина, кандщидат филологических наук, младший научный сотрудник

199034; на6. Mакарова, 4; Санкт-Петербург



Список литературы

1. Бондарева А. С. Литература скитаний // Октябрь. 2012. № 7. С. 165–169.

2. Гуминский В. М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь. Москва, 1987. С. 314–315.

3. Келли К. «Маленькие граждане большой страны»: интернационализм, дети и советская пропаганда // Новое литературное обозрение. 2003. № 60. С. 218–251.

4. Костюхина М. С. Русская детская этнографическая беллетристика // Русская литература. 2001. № 2. С. 63–71.

5. Лескинен М. В. Образы страны и народов Российской империи в учебниках для начальной школы второй половины XIX века: формы репрезентации этничности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 4. С. 92–117.

6. Майга А. А. Литературный травелог: специфика жанра // Филология и культура. 2014. № 3. С. 254–259.

7. Михеева Л. Н., Антипина Е. С. Путевые заметки: признаки дневникового жанра // Медиалингвистика. Санкт-Петербург, 2014. Вып. 3: Речевые жанры в массмедиа. С. 85–88.

8. Мусорина О. А., Дубровская Т. В. Многонациональный советский народ на страницах советских детских журналов (на материалах журнала «Пионер») // Детские чтения. 2024. Т. 25, № 1. С. 74–99. doi: 10.31860/2304-5817-2024-1-25-74-99

9. Соколова В. Ф., Перевозчикова Н. Г. Художественное народознание и его роль в русской литературе XIX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14, вып. 7. С. 1989–1994. doi: 10.30853/phil210362

10. Стеценко Е. А. История, написанная в пути… (зап. и кн. путешествий в амер. лит. XVII–XIX вв.). Москва: ИМЛИ РАН : Наследие, 1999. 310 с.

11. Черепанова Н. В. Путешествие как способ измерения культурного пространства // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Вып. 7. Серия: Гуманитарные науки (философия и культурология). С. 65–71.

12. Черняева Н. А. От риторики просвещения к прагматике освоения: образы этнических территорий в серии научно–популярных книг для детей (1927–1929) // Детские чтения. 2024. Т. 26, № 2. С. 106–128. doi: 10.31860/2304-5817-2024-2-26-106-128

13. Эткинд 23А. Русская литература, XIX век: роман внутренней колонизации // Новое литературное обозрение. 2003. № 59. С. 103–124.

14. Axelrod YD (2016) “I am writing notes too”: rethinking children’s roles in ethnographic research. Disrupting early childhood education research: imagining new possibilities. New York, London, pp. 102–114.

15. Bishop RS (1993) Multicultural literature for children: making informed choices. Teaching multicultural literature in grades K–8. Norwood, pp. 37–53.

16. Botehlo MJ and Rudman MK (2009) Critical multicultural analysis of children’s literature. New York: Routledge.

17. Ching SHD (2005) Multicultural children’s literature as an instrument of power. Language Arts 83 (2): 128–136.

18. Dixon AR and Telles EE (2017) Skin color and colorism: global research, concepts, and measurement. Annual Review of Sociology 43: 405–424.

19. Etkind A 24(2011) Internal colonization: Russia’s imperial experience. Cambridge, UK: Polity Press.

20. Fontanella–Nothom O (2019) “Why do we have different skins anyway?”: exploring race in literature with preschool children. Multicultural Perspectives 21 (1): 11–18. do: 10.1080/15210960.2019.1572485

21. Hunt P (1994) An introduction to children’s literature. Oxford, New York: Oxford Univ. Press.

22. Koss MD (2015) Diversity in contemporary picturebooks: a content analysis. Journal of Children Literature 41 (1): 32–42.

23. Nodelman P (1992) The other: orientalism, colonialism, and children’s literature. Children`s literature Association Quarterly 17 (1): 29–35.


Дополнительные файлы

1. Рис. 1. А. Е. Разин «Путешествия по разным странам мира». Обложка и иллюстрация
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (630KB)    
Метаданные ▾
2. Рис. 1. А. Е. Разин «Путешествия по разным странам мира». Обложка и иллюстрация
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (346KB)    
Метаданные ▾
3. Рис. 2. Л. А. Ярцова «Прогулка с детьми по Киеву». Авантитул и иллюстрация с изображением Крещатицкого памятника
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (193KB)    
Метаданные ▾
4. Рис. 2. Л. А. Ярцова «Прогулка с детьми по Киеву». Авантитул и иллюстрация с изображением Крещатицкого памятника
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (168KB)    
Метаданные ▾
5. Рис. 3. Иллюстрации к книге М. Б. Чистякова «Рассказы из путешествий»
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (148KB)    
Метаданные ▾
6. Рис. 3. Иллюстрации к книге М. Б. Чистякова «Рассказы из путешествий»
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (153KB)    
Метаданные ▾
7. Рис. 4. Иллюстрации к книге Н. А. Александрова «Народы России»
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (170KB)    
Метаданные ▾
8. Рис. 4. Иллюстрации к книге Н. А. Александрова «Народы России»
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (213KB)    
Метаданные ▾
9. Рис. 5. Е. Н. Водовозова «Жизнь европейских народов». Авантитул, иллюстрация (художник В. М. Васнецов)
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (294KB)    
Метаданные ▾
10. Рис. 5. Е. Н. Водовозова «Жизнь европейских народов». Авантитул, иллюстрация (художник В. М. Васнецов)
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (273KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Для цитирования:


Лучкина О.А. Генезис и жанровая специфика русской детской этнографической книги. Книга. Чтение. Медиасреда. 2025;3(1):28-38. https://doi.org/10.20913/BRM-3-1-3

For citation:


Luchkina O.A. Genesis and Genre Specificity of Russian Children’s Ethnographic Book. Book. Reading. Media. 2025;3(1):28-38. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/BRM-3-1-3

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-6063 (Print)