Preview

Книга. Чтение. Медиасреда

Расширенный поиск

«Громкие читки» – инструмент формирования мировоззрения молодежи (по отчетам библиотек за 1951 год)

https://doi.org/10.20913/BRM-2-2-3

Аннотация

Цель статьи - на основании отчетов библиотек учебных заведений системы Государственных трудовых резервов провести анализ такой массовой работы с учащимися, как «громкие читки», выявить частоту их организации, круг авторов и тем. В научный оборот впервые вводятся архивные материалы, связанные с организацией в 1951 г. «громких читок» в профессиональных училищах Свердловской области. Подобная работа считалась в советское время действенным инструментом формирования мировоззрения и культурных ценностей будущих представителей рабочего класса, владеющих профессией и обладающих определенным уровнем культуры и образования. «Громкие читки» рассматривались как важная составляющая проведения досуга учащихся во внеучебное время. Хотя сложно однозначно утверждать, как воспринимались учащимися эти мероприятия, но совершенно точно можно говорить, что каждый подросток задумывался о человеческих ценностях, добре и зле, неправде и справедливости, необходимости защищать слабых, подвигах и проступках, героях и идеальных образах известных людей. Такая форма воспитательной работы и проведения досуга, с одной стороны, способствовала тотальной регламентации жизни подростка, четко определяя занятость в свободное время в пользу массового и коллективного, но, с другой стороны – имела и положительное влияние в плане повышения уровня образованности и идеологической грамотности и литературного вкуса будущих рабочих.

Об авторе

М. Б. Ларионова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Ларионова Марина Бариевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой

ул. Машиностроителей, 11, Екатеринбург, 620012



Список литературы

1. Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. Москва: Новое лит. обозрение, 2000. 352 с.

2. Библиотечное дело в период НЭПа (1921-1929) : сб. науч. тр. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. Москва : ГБЛ, 1991. Ч. 1. 111 с. ; Ч. 2. 98 с..

3. Брандис Е. Рядом с Жюлем Верном: документ. очерки. Ленинград : Дет. лит., Ленингр. отд-ние, 1991. 204 с.

4. Глазков М. Н. Государственная библиотечная политика в Советской России в контексте истории массовых библиотек (1925 - май 1941). Москва: Пашков дом, 2016. 270 с..

5. Горлов В. Н., Артемов С. Н. Государственные трудовые резервы СССР в 1940-1950-х годах: жилищные условия и практики воспитания рабочей молодежи // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2023. Вып. 1. С. 52-59.

6. Добренко Е. Формовка советского читателя. Москва: Академ. проект, 1997. 320 с.

7. Заглодина Т. А. Социальный портрет учащегося системы государственных трудовых резервов в советской художественной литературе // Homo legens в прошлом и настоящем : сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. (23-25 марта 2023 г.). Новосибирск ; Нижний Тагил ; Екатеринбург, 2023. С. 55-58.

8. Ижевская М. А. Громкое чтение. Москва : Трудрезервиздат, 1947. 20 с. [Izhevskaya MA (1947). Loud reading. Moscow: Trudrezervizdat. (In Russ.)].

9. Книга в комсомольском клубе и коллективе / сост. М. Троянский. Ленинград, 1924. 42 с.

10. Ларионова М. Б., Заглодина Т. А. Внешний облик как атрибут социально-культурного портрета учащихся государственных трудовых резервов (1940-е гг.) // Культурный код. 2023. № 4. С. 136-147.

11. Ларионова М. Б., Заглодина Т. А., Разинков С. Л. Социокультурные маркеры как основа для реконструкции портрета учащихся государственных трудовых резервов СССР // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 2. С. 65-80.

12. Мазурицкий А. М. Очерки истории библиотечного дела периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Москва, 1995. 210 с.

13. Маслова Л. М. «И дольше века длится день …»: книга о старейших библиотеках Челябинской области. Челябинск, 2007. 196 с.

14. Морева О. В. Детское чтение Павла Бажова: реконструкция читательской биографии // Библиотековедение. 2022. Т. 71, № 6. С. 537-548.

15. Общедоступные библиотеки Москвы и России: от прошлого к настоящему / сост.: Д. Н. Бакун, Е. В. Николаева. Москва: Русский путь, 2011. 397 с..

16. Осипова И. П., Шапошников А. Е. Громкие чтения // Библиотечная энциклопедия. Москва, 2007. С. 327-328.

17. Павленко Г. К. Чтобы победить: питание на уровне физиологического выживания // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 4. С. 138-143.

18. Пономарева Е. Р. Учебник патриотизма (литература в советской школе в 1940-1950-е годы) // Новое литературное обозрение. 2009. № 3. С. 37-57.

19. Рябков В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России: учеб. пособие. Т. 3. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007. 661 с.

20. Сергеева Е. Ф. История создания и развития книжной торговли и библиотечной сети в Кузбассе (ХIХ-ХХ вв.). Кемерово, 2004. 132 с.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Ларионова М.Б. «Громкие читки» – инструмент формирования мировоззрения молодежи (по отчетам библиотек за 1951 год). Книга. Чтение. Медиасреда. 2024;2(2):100-112. https://doi.org/10.20913/BRM-2-2-3

For citation:


Larionova M.B. "Loud Readings" as a Tool for Forming the Worldview and Cultural Values of Youth (Based on the 1951 Library Reports). Book. Reading. Media. 2024;2(2):100-112. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/BRM-2-2-3

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-6063 (Print)