«Громкие читки» – инструмент формирования мировоззрения молодежи (по отчетам библиотек за 1951 год)
https://doi.org/10.20913/BRM-2-2-3
Аннотация
Цель статьи - на основании отчетов библиотек учебных заведений системы Государственных трудовых резервов провести анализ такой массовой работы с учащимися, как «громкие читки», выявить частоту их организации, круг авторов и тем. В научный оборот впервые вводятся архивные материалы, связанные с организацией в 1951 г. «громких читок» в профессиональных училищах Свердловской области. Подобная работа считалась в советское время действенным инструментом формирования мировоззрения и культурных ценностей будущих представителей рабочего класса, владеющих профессией и обладающих определенным уровнем культуры и образования. «Громкие читки» рассматривались как важная составляющая проведения досуга учащихся во внеучебное время. Хотя сложно однозначно утверждать, как воспринимались учащимися эти мероприятия, но совершенно точно можно говорить, что каждый подросток задумывался о человеческих ценностях, добре и зле, неправде и справедливости, необходимости защищать слабых, подвигах и проступках, героях и идеальных образах известных людей. Такая форма воспитательной работы и проведения досуга, с одной стороны, способствовала тотальной регламентации жизни подростка, четко определяя занятость в свободное время в пользу массового и коллективного, но, с другой стороны – имела и положительное влияние в плане повышения уровня образованности и идеологической грамотности и литературного вкуса будущих рабочих.
Ключевые слова
Об авторе
М. Б. ЛарионоваРоссия
Ларионова Марина Бариевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой
ул. Машиностроителей, 11, Екатеринбург, 620012
Список литературы
1. Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. Москва: Новое лит. обозрение, 2000. 352 с.
2. Библиотечное дело в период НЭПа (1921-1929) : сб. науч. тр. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. Москва : ГБЛ, 1991. Ч. 1. 111 с. ; Ч. 2. 98 с..
3. Брандис Е. Рядом с Жюлем Верном: документ. очерки. Ленинград : Дет. лит., Ленингр. отд-ние, 1991. 204 с.
4. Глазков М. Н. Государственная библиотечная политика в Советской России в контексте истории массовых библиотек (1925 - май 1941). Москва: Пашков дом, 2016. 270 с..
5. Горлов В. Н., Артемов С. Н. Государственные трудовые резервы СССР в 1940-1950-х годах: жилищные условия и практики воспитания рабочей молодежи // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2023. Вып. 1. С. 52-59.
6. Добренко Е. Формовка советского читателя. Москва: Академ. проект, 1997. 320 с.
7. Заглодина Т. А. Социальный портрет учащегося системы государственных трудовых резервов в советской художественной литературе // Homo legens в прошлом и настоящем : сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. (23-25 марта 2023 г.). Новосибирск ; Нижний Тагил ; Екатеринбург, 2023. С. 55-58.
8. Ижевская М. А. Громкое чтение. Москва : Трудрезервиздат, 1947. 20 с. [Izhevskaya MA (1947). Loud reading. Moscow: Trudrezervizdat. (In Russ.)].
9. Книга в комсомольском клубе и коллективе / сост. М. Троянский. Ленинград, 1924. 42 с.
10. Ларионова М. Б., Заглодина Т. А. Внешний облик как атрибут социально-культурного портрета учащихся государственных трудовых резервов (1940-е гг.) // Культурный код. 2023. № 4. С. 136-147.
11. Ларионова М. Б., Заглодина Т. А., Разинков С. Л. Социокультурные маркеры как основа для реконструкции портрета учащихся государственных трудовых резервов СССР // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 2. С. 65-80.
12. Мазурицкий А. М. Очерки истории библиотечного дела периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Москва, 1995. 210 с.
13. Маслова Л. М. «И дольше века длится день …»: книга о старейших библиотеках Челябинской области. Челябинск, 2007. 196 с.
14. Морева О. В. Детское чтение Павла Бажова: реконструкция читательской биографии // Библиотековедение. 2022. Т. 71, № 6. С. 537-548.
15. Общедоступные библиотеки Москвы и России: от прошлого к настоящему / сост.: Д. Н. Бакун, Е. В. Николаева. Москва: Русский путь, 2011. 397 с..
16. Осипова И. П., Шапошников А. Е. Громкие чтения // Библиотечная энциклопедия. Москва, 2007. С. 327-328.
17. Павленко Г. К. Чтобы победить: питание на уровне физиологического выживания // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 4. С. 138-143.
18. Пономарева Е. Р. Учебник патриотизма (литература в советской школе в 1940-1950-е годы) // Новое литературное обозрение. 2009. № 3. С. 37-57.
19. Рябков В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России: учеб. пособие. Т. 3. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007. 661 с.
20. Сергеева Е. Ф. История создания и развития книжной торговли и библиотечной сети в Кузбассе (ХIХ-ХХ вв.). Кемерово, 2004. 132 с.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Ларионова М.Б. «Громкие читки» – инструмент формирования мировоззрения молодежи (по отчетам библиотек за 1951 год). Книга. Чтение. Медиасреда. 2024;2(2):100-112. https://doi.org/10.20913/BRM-2-2-3
For citation:
Larionova M.B. "Loud Readings" as a Tool for Forming the Worldview and Cultural Values of Youth (Based on the 1951 Library Reports). Book. Reading. Media. 2024;2(2):100-112. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/BRM-2-2-3