Preview

Книга. Чтение. Медиасреда

Расширенный поиск

«Присутствие» в тексте: чье, для кого, как

https://doi.org/10.20913/BRM-2-3-2

Аннотация

В статье предпринимается попытка объяснить растущий интерес к категории присутствия в современной гуманитарной науке. Одна из причин видится в развитии технологий, поддерживающих такие режимы воображения, которые предполагают чувственно неотразимую принадлежность виртуальному миру, создание перцептивной иллюзии неопосредованности контакта. Отчасти именно поэтому мы все чаще говорим о материальности и полимодальности как имплицитных характеристиках литературного текста. Литературная когнитивистика развивается сегодня под явным воздействием теории энактивизма, также предполагающей сосредоточенность на «материальных аспектах коммуникации» (Х. У. Гумбрехт), ее материально-телесной воплощенности, деятельностно-перформативной природе и распределенности в контексте-среде. Одной из зон соприкосновения теоретического поиска и творческого литературного опыта является эпифания, она же – ключевой прием в современной (в широком понимании современности – от романтизма до постмодерна) художественной практике. В эпифаническом письме передача значений менее важна, чем со-производство эстетического опыта или чувства присутствия, поэтому исследование литературного взаимодействия предполагает фокусировку на инференционной динамике речи, ее миметическом, дейктически-жестовом потенциале. В статье анализируются некоторые представления о стиле М. Мерло-Понти и высказывается предположение, что в энактивистской парадигме литературных исследований именно стиль, понимаемый как опыт интеракции, обещает стать центральным предметом внимания.

Об авторе

Т. Д. Венедиктова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Венедиктова Татьяна Дмитриевна - доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей теории словесности филологического факультета 

Ленинские горы, ГСП, 1-й корпус гуманитарных факультетов, Москва, 119991



Список литературы

1. Барт Р. Третий смысл. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2015. 104 с. [

2. Беньямин В. Учение о подобии : медиаэстетические произведения. Москва : РГГУ, 2012. 287 с.

3. Варела Ф., Томпсон Э., Рош Э. Отелесненный ум: когнитивная наука и человеческий опыт. Москва : Сохраним Тибет, 2023. 454 с.

4. Виноградов В. В. О теории литературных стилей // О языке художественной прозы : избр. тр. Москва, 1980. С. 240–249

5. Гумбрехт Х. У. Производство присутствия: чего не может передать значение. Москва : Новое лит. обозрение, 2006. 178 с.

6. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Санкт-Петербург : Ювента : Наука, 1999. 606 с.

7. Фаликман М. В. Нейропоэтика как область когнитивных исследований: методы регистрации активности мозга и движений глаз в исследованиях восприятия и порождения поэтического текста // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2017. № 4. С. 349– 368

8. Целан П. Стихотворения. Проза. Письма. Москва : Ad Marginem, 2008. 733 с. [Celan P (2008) Poems. Prose. Letters. Moscow: Ad Marginem. (In Russ.)].

9. Швец А. В., Левина П. С., Сосина Е. Д. Эффект присутствия: проблемы и перспективы изучения // Новое литературное обозрение. 2024. № 6. С. 401–409

10. Шкловский В. Б. О теории прозы. Москва : Федерация, 1929. 265 с.

11. Donald M (2006) Art and cognitive evolution. The artful mind: cognitive science and the riddle of human creativity. Oxford: Oxford University Press, pp. 3–20. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195306361.003.0001.

12. Gumbrecht HU (2004) Production of presence: what meaning cannot convey. Stanford University Press.

13. James W (1890) The principles of psychology. In 2 vols. New York: Henry Holt and Co.

14. Johnson M (1990) The body in the mind: the bodily basis of meaning, imagination, and reason. Chicago: University of Chicago Press.

15. Keats J (1982) Complete poems. Cambridge, Mass.; Harvard University Press.

16. Lubbock P (1957) The craft of fiction. New York: The Viking Press.

17. Malmberg B (1967) Structural linguistics and human communication: an introduction into the mechanism of language and the methodology of linguistics. Berlin: Springer-Verlag.

18. Merleau-Ponty M (1960) Le langage indirect et les voix du silence. Signes. Paris, pp. 41–82.

19. Milesi L (2006) Joycean choreo-graphies in Stephen Hero& A Portrait of the Artist as a Young Man. Hypermedia Joyce Studies: e-journal 7 (1). URL: http://hjs.ff.cuni.cz/archives/v7/main/essays.php?essay=milesi (accessed 13.11.2024).

20. Nichols A (1987) The poetics of Epiphany: nineteenth-century origins of the modern literary movement. Tuscaloosa: University of Alabama Press.

21. Rilke RM (1957) Sämtliche Werke. In 6 Bänden. Bd. 2. Wiesbaden: Insel Verlag.

22. Sayeau M (2013) Against the event: the everyday and the evolution of modernist narrative. Oxford: Oxford University Press.

23. Taylor C (1989) Sources of the self: the making of the modern identity. Cambridge: Cambridge University Press.

24. Varela F.J., Thompson E. and Rosch E. (1991) The embodied mind: cognitive science and human experience. Cambridge: MIT Press.


Рецензия

Для цитирования:


Венедиктова Т.Д. «Присутствие» в тексте: чье, для кого, как. Книга. Чтение. Медиасреда. 2024;2(3):174-180. https://doi.org/10.20913/BRM-2-3-2

For citation:


Venediktova T.D. Presence in the Text: Whose, for Whom, How. Book. Reading. Media. 2024;2(3):174-180. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/BRM-2-3-2

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-6063 (Print)