Preview

Книга. Чтение. Медиасреда

Расширенный поиск

Лингвокогнитивный подход к анализу текста

https://doi.org/10.20913/BRM-1-1-3

Аннотация

Когнитивные науки, включенные в 2021 г. в номенклатуру научных специальностей, предлагают новые подходы для анализа текста. Цель статьи – представить предмет и методы когнитивистики как в теоретическом, так и практическом аспектах. Лингвистический анализ текста прошел через несколько этапов эволюции, на каждом из которых накапливались критические аспекты, высвечивающие необходимость поиска новых подходов. В лингвистике сложилось три таких подхода: структурный, коммуникативный, когнитивный. Структурная парадигма позволяла решать научные задачи на примере простых языковых единиц, но испытывала серьезные трудности при изучении сложных эмерджентных феноменов, к которым относится текст. Часть этих сложностей удалось нивелировать путем включения в методологический багаж лингвиста коммуникативного подхода. Вместе с тем значительный пласт факторов, влияющих на смыслопорождение текста, оставался за рамками исследовательского фокуса. В результате в языкознании сформировался лингвокогнитивный подход к анализу текста, который позволил включить в анализ не только языковые структуры, но и самый широкий спектр когнитивных структур (концепты, фреймы и слоты, прототипы, категории, концептуальные оппозиции, гештальты, ментальные пространства и модели, концептуальные метафоры, прецедентные феномены, семантические сети) и когнитивных операций (концептуализация, категоризация, инференция, каузальная атрибуция, концептуальные проекции, блендинг). Таким образом, лингвокогнитивный подход к анализу текста, направленный на изучение семантических процессов как ментальных процессов, повышает эвристичность научных изысканий.

Об авторе

Э. В. Будаев
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета
Россия

Будаев Эдуард Владимирович, доктор филологических  наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков и русской филологии

ул. Красногвардейская, 57, Нижний Тагил, 622031



Список литературы

1. Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике / под ред. А. Н. Баранова и Д. О. Добровольского. Москва : Азбуковник, 2003. 640 с.

2. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. 6-е изд. Москва : Флинта, 2009. 495 с.

3. Болдырев Н. Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. Москва : ЯСК, 2019. 480 с.

4. Будаев Э. В. Когнитивный метод: принцип двухуровневой структуры // Когнитивные исследования языка. 2020. Вып. 2. С. 168–173

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Москва : Соц.- экон. изд-во, 1934. 324 с.

6. Губогло М. Н. Именем языка: очерки этнокультурной и этнополитической истории гагаузов. Москва : Наука, 2006. 498 с.

7. Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. Москва : ТК Велби, 2008. 496 с.

8. Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 3–15

9. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1996. 245 с.

10. Кун Т. Структура научных революций. Москва : ACT, 2003. 605 с.

11. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. Москва : Смысл, 2003. 287 с.

12. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. Москва : Языки русской культуры, 1996. 464 с.

13. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. Москва : УРСС, 2019. 320 с.

14. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж : Истоки, 2001. 191 с.

15. Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика. Классические теории, новые подходы. Москва : ЯСК, 2018. 391 с.

16. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Москва : Либроком, 2016. 256 с.

17. Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. Москва : ЯСК, 1996. 288 с.

18. Bermudez JL (2020) Cognitive science: an introduction to the science of the mind. Cambridge: Cambridge Univ. Press. DOI: 10.1017/9781009064880.

19. Haselow A and Kaltenböck G (eds.) (2020) Grammar and cognition. Dualistic models of language structure and language processingig. Amsterdam: John Benjamins. DOI: 10.1075/hcp.70.

20. Lewis B (1991) The political language of Islam. Chicago: Univ. of Chicago Press.

21. Mody M (ed.) (2017) Neural mechanisms of language. New York: Springer.

22. van den Broek P and Kendeou P (2008) Cognitive Processes in Comprehension of Science Texts: The Role of Co-Activation in Confronting Misconceptions. Applied Cognitive Psychology 22: 335–351.

23. van den Broek P, Rapp DN and Kendeou P (2005). Integrating memory-based and constructionist approaches in accounts of reading comprehension. Discourse Processes 39: 299–316.

24. Wen X and Taylor JR (eds.) (2021) The Routledge handbook of cognitive linguistics. New York: Routledge.

25. Winters ME and Nathan GS (2020) Cognitive linguistics for linguists. New York: Springer.


Рецензия

Для цитирования:


Будаев Э.В. Лингвокогнитивный подход к анализу текста. Книга. Чтение. Медиасреда. 2023;1(1):21-28. https://doi.org/10.20913/BRM-1-1-3

For citation:


Budaev E.V. Linguocognitive Approach to Text Analysis. Book. Reading. Media. 2023;1(1):21-28. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/BRM-1-1-3

Просмотров: 419


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-6063 (Print)