Лингвокогнитивный подход к анализу текста
https://doi.org/10.20913/BRM-1-1-3
Аннотация
Когнитивные науки, включенные в 2021 г. в номенклатуру научных специальностей, предлагают новые подходы для анализа текста. Цель статьи – представить предмет и методы когнитивистики как в теоретическом, так и практическом аспектах. Лингвистический анализ текста прошел через несколько этапов эволюции, на каждом из которых накапливались критические аспекты, высвечивающие необходимость поиска новых подходов. В лингвистике сложилось три таких подхода: структурный, коммуникативный, когнитивный. Структурная парадигма позволяла решать научные задачи на примере простых языковых единиц, но испытывала серьезные трудности при изучении сложных эмерджентных феноменов, к которым относится текст. Часть этих сложностей удалось нивелировать путем включения в методологический багаж лингвиста коммуникативного подхода. Вместе с тем значительный пласт факторов, влияющих на смыслопорождение текста, оставался за рамками исследовательского фокуса. В результате в языкознании сформировался лингвокогнитивный подход к анализу текста, который позволил включить в анализ не только языковые структуры, но и самый широкий спектр когнитивных структур (концепты, фреймы и слоты, прототипы, категории, концептуальные оппозиции, гештальты, ментальные пространства и модели, концептуальные метафоры, прецедентные феномены, семантические сети) и когнитивных операций (концептуализация, категоризация, инференция, каузальная атрибуция, концептуальные проекции, блендинг). Таким образом, лингвокогнитивный подход к анализу текста, направленный на изучение семантических процессов как ментальных процессов, повышает эвристичность научных изысканий.
Ключевые слова
Об авторе
Э. В. БудаевРоссия
Будаев Эдуард Владимирович, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков и русской филологии
ул. Красногвардейская, 57, Нижний Тагил, 622031
Список литературы
1. Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике / под ред. А. Н. Баранова и Д. О. Добровольского. Москва : Азбуковник, 2003. 640 с.
2. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. 6-е изд. Москва : Флинта, 2009. 495 с.
3. Болдырев Н. Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. Москва : ЯСК, 2019. 480 с.
4. Будаев Э. В. Когнитивный метод: принцип двухуровневой структуры // Когнитивные исследования языка. 2020. Вып. 2. С. 168–173
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Москва : Соц.- экон. изд-во, 1934. 324 с.
6. Губогло М. Н. Именем языка: очерки этнокультурной и этнополитической истории гагаузов. Москва : Наука, 2006. 498 с.
7. Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. Москва : ТК Велби, 2008. 496 с.
8. Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 3–15
9. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1996. 245 с.
10. Кун Т. Структура научных революций. Москва : ACT, 2003. 605 с.
11. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. Москва : Смысл, 2003. 287 с.
12. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. Москва : Языки русской культуры, 1996. 464 с.
13. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. Москва : УРСС, 2019. 320 с.
14. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж : Истоки, 2001. 191 с.
15. Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика. Классические теории, новые подходы. Москва : ЯСК, 2018. 391 с.
16. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Москва : Либроком, 2016. 256 с.
17. Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. Москва : ЯСК, 1996. 288 с.
18. Bermudez JL (2020) Cognitive science: an introduction to the science of the mind. Cambridge: Cambridge Univ. Press. DOI: 10.1017/9781009064880.
19. Haselow A and Kaltenböck G (eds.) (2020) Grammar and cognition. Dualistic models of language structure and language processingig. Amsterdam: John Benjamins. DOI: 10.1075/hcp.70.
20. Lewis B (1991) The political language of Islam. Chicago: Univ. of Chicago Press.
21. Mody M (ed.) (2017) Neural mechanisms of language. New York: Springer.
22. van den Broek P and Kendeou P (2008) Cognitive Processes in Comprehension of Science Texts: The Role of Co-Activation in Confronting Misconceptions. Applied Cognitive Psychology 22: 335–351.
23. van den Broek P, Rapp DN and Kendeou P (2005). Integrating memory-based and constructionist approaches in accounts of reading comprehension. Discourse Processes 39: 299–316.
24. Wen X and Taylor JR (eds.) (2021) The Routledge handbook of cognitive linguistics. New York: Routledge.
25. Winters ME and Nathan GS (2020) Cognitive linguistics for linguists. New York: Springer.
Рецензия
Для цитирования:
Будаев Э.В. Лингвокогнитивный подход к анализу текста. Книга. Чтение. Медиасреда. 2023;1(1):21-28. https://doi.org/10.20913/BRM-1-1-3
For citation:
Budaev E.V. Linguocognitive Approach to Text Analysis. Book. Reading. Media. 2023;1(1):21-28. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/BRM-1-1-3