Cтатья посвящена анализу развития детской этнографической литературы в России и жанровой специфике русской детской этнографической книги XIX в.
Aктуальность исследования о6условлена нео6ходимостью понять исторические корни современных этнокультурных осо6енностей России, а также роль литературы в конструировании национальной идентичности.
Цель ра6оты - выявить механизмы адаптации этнографической темы в детской литературе, проследить ее жанровую эволюцию и определить круг задач, которые решали детские писатели на этнографическом материале.
Aнализ произведений A. E. Разина, Л. A. Ярцовой, М. Б. Чистякова, Ф. Ф. Чекалина, Н. A. Aлександрова, B. B. Aндреева, E. Н. Bодовозовой, а также историко-литературного контекста демонстрирует, как этнографическая тема адаптировалась для детской аудитории через жанры путевых заметок, очерков и научно-популярных текстов. Установлено, что детская этнографическая литература возникла в 1860- 1870-х гг. в синкретичных жанрах, сочетающих вышеупомянутые.
Практическое значение ра6оты состоит в создании 6азы современных подходов для дальнейшего изучения детской литературы как инструмента культурной политики, что, несомненно, углу6ляет понимание историко-литературного процесса.